Гиперактивные дети: гиперактивность, дефицит внимания, СДВГ

Не спешите ставить ребенку диагноз!

В последнее время понятие «гиперактивность» приобрело такую популярность, что слова родителей: «Мой ребенок такой непослушный и невнимательный! Наверное, он гиперактивный,- можно услышать всюду. А, меж тем, гиперактивность – это диагноз и достаточно серьезный. Так что давайте не будем торопиться награждать своих детей подобным диагнозом, а попробуем разобраться, что же собой представляет гиперактивность на самом деле и как отличить ее от особенностей характера и психологических проблем возраста. 
Сперва давайте проясним само слово «гиперактивный». «Гипер» - повышенный, преувеличенный, превосходящий норму. «Активный» - деятельный, действенный. В сумме получается «активный выше нормы», т.е. совершающий больше действий, чем необходимо для нормальной жизни. 
Однако говорить о том, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, как гиперактивность называется по-научному) лишь потому, что он очень подвижен и невнимателен, еще рановато, т.к. она проявляется сразу в трех плоскостях:

в повышенной двигательной активности, расторможенности (т.е. в постоянном двигательном беспокойстве, неспособности более или менее долгое время усидеть на одном месте, потребности в постоянном движении, смене деятельности),

в дефиците внимания (т.е. в невозможности долго сосредотачиваться на чем-то, постоянной отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности),

в импульсивности (т.е. в подобной формуле «сначала делаю, а думаю потом»).

Для того, чтобы еще лучше разобраться в этих трех плоскостях проявления синдрома гиперактивности и понять, когда же стоит бить тревогу, а когда нужно искать причины плохого поведения ребенка и его не успешности в школе в другом, давайте обратимся к схеме, которую разработали американские психологи П. Бейкер и М. Алворд:

Выявление двигательной активности

1. Ребенок постоянно ёрзает. Все время в движении, даже если устал. 
2. Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает и т.д. 
3. Все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться. 
4. Спит намного меньше, чем другие дети. 
5. Очень говорлив.

Выявление дефицита внимания 
1. Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки слушания). 
2. С энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. 
3. Испытывает трудности в организации. 
4. С трудом удерживает внимание. Непоследователен в действиях и рассуждениях. 
5. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 
6. Часто теряет вещи или забывает их. 
7. Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности 
1. Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника. 
2. Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса. 
3. Плохо сосредотачивает внимание на каком-либо деле. 
4. Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза. 
5. Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия. 
6. При выполнении заданий неодинаково ведет себя: то спокоен, то нет. 
7. Успеваемость по разным предметам часто неравномерна (при одинаковом усвоении предметов). При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Итак, давайте еще раз уточним, как отличить СДВГ от особенностей характера и поведения. 
1. Если ребенок не желает слушаться и подчиняться правилам, это еще не повод для постановки диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности», т.к. непослушный ребенок может удерживать внимание и не проявляет постоянной потребности в движении, 
2. Беспокойный ребенок проявляет симптомы гиперактивности лишь в некоторых обстоятельствах, а гиперактивный ребенок в различных ситуациях всегда ведет себя одинаково, 
3. Признаки гиперактивности, такие как импульсивность, например, проявляются у тревожных детей, но это уже невротические проявления. При этом тревожный ребенок социально не разрушителен, 
4. Дети и подростки с СДВГ очень плохие наблюдатели за собой – они не особенно критичны к своему поведению, им сложно объективно оценить свои действия.

Предположить гиперактивность мы можем только в том случае, если у ребенка наблюдается более 6 признаков из предложенной Бейкером и Алвордом схемы. Однако любые подозрения необходимо подтвердить. Поэтому, если вам кажется, что у вашего ребенка СДВГ, непременно проконсультируйтесь со специалистом, т.к. подобный диагноз может поставить только невролог или психолог на основании медицинского обследования и длительного наблюдения за ребенком. И диагноз этот достаточно серьезный, т.к. имеет под собой ряд разнообразных причин. Такими причинами могут быть: родовая травма, генетические факторы, инфекционные заболевания матери во время беременности и заболевания ребенка на первом году жизни, а так же травмы головы различного характера. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), и определить ее способен лишь врач-невролог при помощи специальной диагностики. Однако помните: диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) не предполагает нарушений интеллекта ребенка. Когда все обследования были проведены, и диагноз уже поставлен, всегда надо помнить о том, что вашему ребенку, во-первых, необходима квалифицированная помощь, включающая, например, лекарственную терапию, назначаемую неврологом, и занятия с детским психологом, который поможет ребенку научиться лучше контролировать и организовывать себя. А во-вторых, ему очень нужна ваша поддержка и внимание. 
О том, как вы сами можете помогать своему гиперактивному ребенку, мы поговорим в статье Чем я могупомочь своему гиперактивному ребенку?
.