Как помочь гиперактивному ребенку?

Прежде, чем искать ответ на этот вопрос, давайте остановимся и спросим себя: «Действительно ли мой ребенок страдает гиперактивностью?. Если ответ на этот вопрос не вызывает у вас никаких сомнений и вы однозначно можете ответить на него утвердительно (если у вас на руках есть, например, заключение невролога или высококвалифицированного психолога), можете смело читать дальше. Если вы лишь предполагаете наличие гиперактивности у своего чада, обязательно прочитайте вот эту статью Гиперактивность. Не спешите ставить ребенку диагноз!

Вот теперь мы можем с вами вместе подумать, чем же вы в состоянии помочь гиперактивному ребенку? 
Я знаю, что вы, почти наверняка, скажете мне: «Я так усталa от него (нее)! Сил моих больше нет! Это жуткое поведение! Как юла! Как торнадо – крутится, вертится, носится, как заведенный, сметая все на своем пути! А эти постоянные жалобы воспитателей и учителей? Я не переживу очередного родительского собрания! А главное – все считают, что виноваты мы, родители, мол, воспитываем не так. А что мы можем?!?». 
Я часто слышу подобные полные отчаяния слова в своем кабинете. И самым естественным ответом, в первую очередь приходящим на ум, является: «Наберитесь терпения». Но одного терпения, к сожалению, не достаточно. Поэтому:

• В первую очередь вам необходимо честно признаться самому себе, что у вашего ребенка есть реальные проблемы, в которых не виноват ни он, ни вы. Поэтому они не должны мешать вашей любви к нему. Любите его и свободно выражайте свою любовь. Ведь только чувствуя вашу любовь и поддержку, ребенок сможет полюбить самого себя, не погрязая в болоте вины перед вами и всеми окружающими. А это позволит ему более адекватно относиться к своим проблемам и учиться справляться с ними.

• Какой бы сильной ни была ваша любовь, проблема остается проблемой. Поэтому не пускайте все на самотек! Проконсультируйтесь у нескольких специалистов, выполняйте предписания врача, которому вы доверяете. Постарайтесь изучить всю доступную вам информацию о гиперактивности. А так же расскажите ребенку (в мягкой и доступной форме) о том, что с ним происходит. Он тоже имеет право знать, от чего его лечат и насколько он сам способен помочь себе.

• Не стесняйтесь рассказывать о проблеме вашего ребенка воспитателям и учителям! Ведь, понимая, с чем они имеют дело, они смогут спокойнее воспринимать поведение вашего ребенка, не обрушивая на вас волны раздражения и претензий. Так же это поможет вам эффективно сотрудничать с педагогами в помощи ребенку, в его воспитании и лечении.

• Ребенок с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) нуждается в упорядочивании и структурировании времени и действий. Поэтому постарайтесь вместе с ребенком и другими членами семьи выработать структуру его повседневной жизни, которой вы вместе будете придерживаться. Но помните, что гиперактивный ребенок не может долго заниматься одним делом, т.к. очень быстро устает от этого. В случае времени, проводимого им в детском саду или в школе, вы вряд ли можете что-то изменить. Но все время вне учебных заведений вы должны распланировать так, чтобы один и тот же вид деятельности, например, выполнение домашнего задания, не занимал более 40 минут. Попробуйте делать небольшие перерывы, во время которых ребенок будет заниматься чем-то совершенно другим, например, убирайтесь вместе в комнате, потом снова вернитесь к домашней работе, через какое-то время сделайте перерыв и позвольте ребенку посмотреть мультфильм или поиграть. И так далее. То же относится и к другим делам – старайтесь выполнять их по частям.

• Не требуйте от своего ребенка невозможного. Гиперактивный ребенок физически не способен долго удерживать внимание и спокойно сидеть на одном месте. А делать это одновременно он просто не в состоянии. Поэтому требования типа «не вертись, сиди спокойно и слушай внимательно!» просто недопустимы. Ограничьтесь чем-нибудь одним. Если вы ждете от ребенка правильного и аккуратного выполнения домашнего задания, не реагируйте на болтание ногами под столом, верчение на стуле и постукивание ручкой по тетради.

• «Твою бы энергию да в мирных целях!» - вот лозунг многих людей, сталкивающихся с гиперактивными детьми. Так почему бы действительно не направить этот вулкан энергии в полезное русло? Подберите для вашего ребенка дополнительные занятия, которые будут длиться столько, сколько он способен выдержать без переключения, и позволять ему выплеснуть накопившуюся энергию в приятной и увлекательной деятельности. Это может быть спорт, туризм, танцы, театральная студия или любые другие дополнительные занятия.

• Гиперактивному ребенку просто необходима ваша постоянная поддержка, поэтому старайтесь всегда отмечать его достижения и успехи, хвалите его даже в самых незначительных ситуациях, когда ему удалось справиться со своим внутренним вулканом и успешно сделать что-либо.

• Вам сложно справляться со всем самостоятельно. «Я не специалист»- скажетe вы. И будете совершенно правы. Помощь квалифицированного врача и психолога зачастую очень нужна и вашему ребенку, и вам самим. Поэтому не стесняйтесь обращаться к специалистам. Но очень многое в выздоровлении вашего ребенка и адаптации его в этом мире зависит от вас, а специалисты являются лишь вашими помощниками, но не гарантами выздоровления ребенка. Вместе с психологом Вы справитесь проблемой и гиперактивный ребенок превратиться в просто веселого и активного человечка.

Психолог ДКДМЦ Хвостова Алина