Роль невролога на первом году жизни ребенка

Вырастить здорового ребенка – не простая задача, и пока он растет, мы обращаемся за помощью ко многим медицинским специалистам. Среди них есть и детский невролог. Именно этот доктор становится свидетелем развития и созревания функциональных систем организма, и как верный страж охраняет хрупкое, ранимое «детство» нервной системы. Важнейшая задача врача состоит в предупреждении возникновения и развития отклонений и нарушений со стороны нервной системы и оказании своевременной помощи по мере роста ребенка.

Декретированные сроки осмотров и инструментальных методов обследования позволяют выявить и  исключить начальные симптомы заболевания, а значит вовремя провести  рациональное и научно обоснованное лечение  патологии. Существует закономерность развития: чем «моложе» нервная система, тем менее видна ее патология, и только с «возрастом» она реализуется клинически. Потому вас и обязывают проконсультировать своего малыша в  возрасте месяца, трех, шести, девяти и двенадцати, ведь первый год жизни ребенка является наиболее ответственным и показательным.

Методы обследования головного мозга

Возможности современного темпа жизни, развитие науки и техники, позволяют нам провести качественное обследование головного мозга с помощью современных методов обследования. Среди многочисленных методов диагностики заболеваний центральной нервной системы у новорожденных и детей грудного возраста наибольшее значение в настоящее время имеют ультразвуковые исследования. Внедрение их в клиническую практику сделало возможным не только раннее выявление пороков развития, кровоизлияний и других патологических процессов головного мозга, но позволило проследить в динамике течение заболевания на фоне проводимого лечения, что важно для своевременной диагностики осложнений и их коррекций.

Ультразвуковое исследование головного мозга, иначе – нейросонографию, необходимо проводить в разные возрастные сроки, а так же по мере возникающей необходимости, но особенно важно после рождения, на первом и на третьем месяце жизни. При подозрении на возникновение патологического процесса врач может назначить обследование на любом месяце жизни до тех пор, пока у ребенка имеется анатомическое «окно» в мозг – открытый большой родничок.

Показаниями к ультразвуковому сканированию головного мозга

Показаниями к ультразвуковому сканированию головного мозга служат:

  • Недоношенность (особенно до 32 недель гестации с массой тела менее 1500г).
  • Неврологическая симптоматика поражения головного мозга: судорожный синдром, задержка психомоторного развития, гидроцефальный синдром, подозрение на повышение внутричерепного давления, признаки органического и инфекционного поражения центральной нервной системы.
  • Родовая травма.
  • Проявление асфиксии и гипоксии в родах.
  • Малые аномалии развития.
  • Другие осложнения ранних периодов развития плода.
Данное исследование не требует медикаментозной подготовки и может проводиться при любом положении ребенка. По мере роста и взросления ребенка возникает множество вопросов о том, правильно ли развивается малыш. Если вы воспитываете ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии, то перед вами наверняка возникают такие вопросы, как:
  • Насколько отстает ребенок в своем развитии от сверстников?
  • Что нужно сделать для того, чтобы положительно влиять на развитие ребенка?
  • Можно ли смягчить причины, повлекшие за собой нарушение развития?
  • С чего нужно начинать?
  • Как лучше всего достичь желаемого результата?
  • Какие необходимо приобрести пособия и игрушки для раннего развития?

Часто бывает так, что вы пытаетесь получить ответы на эти вопросы, оставаясь наедине с самим собой, или обращаетесь за советом к друзьям и соседям. В этой ситуации именно ваш лечащий доктор сможет вовремя ответить на все возникающие вопросы о том, в каких областях ребенок должен проявлять соответствующие его возрасту умения, как найти нужный подход к ребенку для выполнения развивающих занятий.

Лечение

Необходимо добавить также актуальность своевременного медикаментозного лечения. Воздействие вредных факторов в перинатальном периоде нарушает процессы созревания функциональных систем мозга, что выражается в разнообразных по проявлению и степени тяжести неврологических нарушениях – от легкой задержки до грубых отклонений, приводящих к инвалидности ребенка.

Поэтому с целью предупреждения необратимых последствий необходимо раннее проведение лечебных мероприятий, в которых оптимально используются резервы развивающегося мозга для коррекции нарушенных структурных и функциональных взаимоотношений. Именно поэтому не следует избегать рекомендаций детского невролога в процессе терапии и коррекционных занятий, поскольку пластичность мозга ребенка раннего возраста, большие потенциальные возможности активно реагировать на постоянно изменяющиеся внешние стимулы позволяют пораженному мозгу максимально компенсировать имеющийся дефект.

Несмотря на многообразие факторов, приводящих к задержке психомоторного развития, наличие определенной специфики при различных формах патологии, в раннем развитии всегда сохраняется общая закономерность поступательного развития двигательных, речевых и психических функций, которая генетически заложена и предопределена. Генетическая программа развития реализуется при обязательном стимулирующем влиянии извне. Поэтому обучение ребенка даже на самых ранних этапах должно идти впереди развития и учитывать его закономерности.

Первый год жизни является решающим периодом развития. Фундаментальная способность мозга воспринимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его – это и есть основа для дальнейшего развития ребенка. Мозг новорожденного можно сравнить с чистым листом бумаги, и от того, что будет написано на этом листе, зависит развитие ребенка в дальнейшем. Любой опыт, полученный в раннем возрасте, становится частью основания формирующейся личности. Раннее развитие можно сравнить с фундаментом строящегося здания. Он должен быть крепким с самого начала, иначе построенное здание не будет полноценным. В это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять, если своевременно не оказать помощь. Это касается как здоровых детей, так и детей группы риска, и детей, имеющих различные неврологические отклонения.

Таким образом, детский невролог, рука об руку с родителями помогает вырастить малыша здоровым, закладывая тем самым основу будущей жизни.

Будьте здоровы! Врач-невролог ДКДМЦ "Здоровье человека" Кривцова Юлианна Павловна