Ваш ребенок готовится к школе. Психологическая готовность к школе.

У современных родителей, «продвинутых» в вопросах детской психологии, понятие психологической готовности к школе уже давно на слуху. И многие понимают, что без этой самой готовности ребенка лучше не отдавать в школу, потому что такой шаг чреват не самыми приятными последствиями...но какими именно и что конкретно из себя представляет психологическая готовность к школе? На эти вопросы Вы сможете найти ответы в данной статье.

Что такое психологическая готовность к школе

Итак, термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Иными словами это означает наличие у Вашего ребенка определенных предпосылок к обучению в школе. Но одно только определение еще не раскрывает нам сути вопроса. В двух словах ее можно выразить так:

Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.

К слову, на второй пункт очень многие родители закрывают глаза, считая его незначительным. Однако зачастую он играет ведущую роль в возникновении проблем у «неподготовленного» школьника. Родители должны знать какие опасности подстерегают «неподготовленного» школьника.

Теперь рассмотрим подробно, что в себе несут эти самые «хочу» и «могу». 
К умениям и навыкам, необходимым для обучения в школе, относят в первую очередь определенный уровень сформированности произвольности: 
• умение подчиняться правилам 
• умение слушать говорящего и точно выполнять устные задания (то есть еще и удерживать их в голове на протяжении определенного времени) 
• умение самостоятельно выполнять задание по образцу и тд. 
Также к категории необходимых умений относится определенный уровень интеллектуального и речевого развития: 
• умение видеть причинно-следственные связи (например, понимать, что наказание следует за проступком а не наоборот) 
• способность к обобщению и классификации (например, выделить среди изображений группу животных и назвать из общим словом) 
• определенный уровень развития фонематического слуха (способность различать звуки, в частности, необходимая для чтения и письма под диктовку) 
• связанная речь, умение использовать сложные предложения, достаточный словарный запас, кругозор и тд.
Наконец, в понятие «хочу» входит определенный уровень эмоционального развития ребенка и сформированность следующих мотивов: 
• познавательный мотив (это означает, что получение знаний для ребенка становится увлекательней игры) 
• так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть непосредственно мотив быть учеником, слушать учителя, выполнять задания и получать оценки.

Безусловно, все эти требования вовсе не означают, что к школьному обучению готов лишь тот ребенок, который игнорирует детские забавы и целыми днями только и сидит за книгами в мечтах о школьной парте. Игра как деятельность еще долго не будет покидать детские планы. Однако ребенок готов к школе лишь тогда, когда школьное обучение не является для него жертвоприношением во благо родителей или вообще непонятно ради чего.

 

Как же проверяют психологическую готовность ребенка к школе?

Психолог ДКДМЦ "Здоровье человека" Надежда Монастырская