Задержка психического развития

 

В детском медицинском центре «Здоровье человека» проводят диагностику и лечение ЗПР у детей.

Виды, причины и признаки

С рождения детская психика постоянно развивается. Если этот процесс идет слишком медленно, и возможности малыша не совпадают с общепринятыми нормами, врач может заподозрить задержку психического развития. Во многих случаях такой диагноз не приговор: грамотное лечение и постоянные занятия позволяют решить проблему хотя бы частично.

В зависимости от причин замедления темпа развития выделяют различные типы ЗПР:

  • Конституциональная. Определяется генетическими причинами.
  • Соматогенная. Возникает вследствие соматических заболеваний, влияющих на когнитивные способности.
  • Психогенная. Часто формируется у детей из неблагополучных семей.
  • Церебрально-органического характера. Возникает вследствие нарушений развития мозга из-за патологий беременности, родовых травм.

Симптомы ЗПР обнаруживаются у многих дошкольников, но диагноз ставится обычно на пороге школы, когда уже очевидно, что у будущего первоклассника возникнут сложности с учебой. Основные признаки, по которым можно судить о недоразвитии психики:

  • неспособность сосредоточиться;
  • неумение общаться, играть со сверстниками;
  • слабость волевых усилий;
  • нерешительность, несамостоятельность;
  • эмоциональная лабильность;
  • замкнутость;
  • отсутствие навыков, которые уже освоили сверстники.
Если есть подозрения, что малыш отстает в развитии, для начала следует обратиться к детскому психологу или психо-медико-педагогической комиссии. В дальнейшем может потребоваться помощь невролога, психиатра, дефектолога. Психолог беседует с ребенком, наблюдает за его поведением, предлагает различные тесты и собирает анамнез. По результатам общения родители получают рекомендации, направления к другим специалистам.

Лечение ЗПР у детей

Если наблюдается конституциональная ЗПР, то достаточно индивидуальных занятий в игровой форме. Возможно, родителям предложат отдать сына или дочь в обычную школу на год позже. При соматогенной задержке большое значение имеет индивидуальный подход педагога. Не менее важны общеукрепляющие мероприятия, направленные на улучшение самочувствия в целом.

При психогенной ЗПР необходимо исключить травмирующие факторы. В некоторых случаях достаточно изменить обстановку дома, чтобы  проблема постепенно решилась. Самый сложный вариант – церебрально-органическая ЗПР. Чем грубее патология, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе. В большинстве случаев необходима коррекционно-педагогическая поддержка.

Лечение ЗПР детей в Москве

Нередко специфического лечения не требуется, достаточно индивидуальных занятий с дефектологом, тренировки когнитивных функций. Если здоровые дети усваивают необходимые знания и навыки самостоятельно, то страдающим задержкой психического развития в этом помогают коррекционные педагоги. Хотя учеба дается таким ребятам тяжело, они часто могут не только закончить школу, но и продолжить обучение. При выявлении соматических и церебрально-органических расстройств назначается медикаментозная терапия. Хороший эффект дают общеукрепляющие процедуры, массаж, ЛФК и санаторное лечение.

Популярные вопросы

Нужно ли ребенку ходить в специальную школу?

Решение о необходимости посещать коррекционную школу принимает специальная комиссия, состоящая из психолога, дефектолога, логопеда, невролога, психиатра. По результатам обследования врачи выносят заключение о наличии задержки развития и возможности учиться в обычной школе. В коррекционных школах программа отличается от обычной, применяются иные методики. Учебный материал преподносится дозированно, в игровой форме, с акцентом на наглядность.

Как понять, что ребенок не ленится, а отстает в развитии?

То, что родители называют ленью, может быть первым сигналом о том, что их чадо не справляется с нагрузкой. Если для сверстников аналогичные задания не представляют сложности, нужно не ругать ребенка, а проконсультироваться для начала со специалистом. Самое яркое проявление ЗПР – неспособность учиться, усваивать новый материал. Также родителей должны насторожить замкнутость, эмоциональная неустойчивость сына или дочери.