Вырастить здорового ребенка – не простая задача, и пока он растет, мы обращаемся за помощью ко многим медицинским специалистам. Среди них есть и детский невролог. Именно этот доктор становится свидетелем развития и созревания функциональных систем организма, и как верный страж охраняет хрупкое, ранимое «детство» нервной системы. Важнейшая задача врача состоит в предупреждении возникновения и развития отклонений и нарушений со стороны нервной системы и оказании своевременной помощи по мере роста ребенка.
Декретированные сроки осмотров и инструментальных методов обследования позволяют выявить и исключить начальные симптомы заболевания, а значит вовремя провести рациональное и научно обоснованное лечение патологии. Существует закономерность развития: чем «моложе» нервная система, тем менее видна ее патология, и только с «возрастом» она реализуется клинически. Потому вас и обязывают проконсультировать своего малыша в возрасте месяца, трех, шести, девяти и двенадцати, ведь первый год жизни ребенка является наиболее ответственным и показательным.
Методы обследования головного мозга
Возможности современного темпа жизни, развитие науки и техники, позволяют нам провести качественное обследование головного мозга с помощью современных методов обследования. Среди многочисленных методов диагностики заболеваний центральной нервной системы у новорожденных и детей грудного возраста наибольшее значение в настоящее время имеют ультразвуковые исследования. Внедрение их в клиническую практику сделало возможным не только раннее выявление пороков развития, кровоизлияний и других патологических процессов головного мозга, но позволило проследить в динамике течение заболевания на фоне проводимого лечения, что важно для своевременной диагностики осложнений и их коррекций.
Показаниями к ультразвуковому сканированию головного мозга
Показаниями к ультразвуковому сканированию головного мозга служат:
- Недоношенность (особенно до 32 недель гестации с массой тела менее 1500г).
- Неврологическая симптоматика поражения головного мозга: судорожный синдром, задержка психомоторного развития, гидроцефальный синдром, подозрение на повышение внутричерепного давления, признаки органического и инфекционного поражения центральной нервной системы.
- Родовая травма.
- Проявление асфиксии и гипоксии в родах.
- Малые аномалии развития.
- Другие осложнения ранних периодов развития плода.
- Насколько отстает ребенок в своем развитии от сверстников?
- Что нужно сделать для того, чтобы положительно влиять на развитие ребенка?
- Можно ли смягчить причины, повлекшие за собой нарушение развития?
- С чего нужно начинать?
- Как лучше всего достичь желаемого результата?
- Какие необходимо приобрести пособия и игрушки для раннего развития?
Часто бывает так, что вы пытаетесь получить ответы на эти вопросы, оставаясь наедине с самим собой, или обращаетесь за советом к друзьям и соседям. В этой ситуации именно ваш лечащий доктор сможет вовремя ответить на все возникающие вопросы о том, в каких областях ребенок должен проявлять соответствующие его возрасту умения, как найти нужный подход к ребенку для выполнения развивающих занятий.
Лечение
Необходимо добавить также актуальность своевременного медикаментозного лечения. Воздействие вредных факторов в перинатальном периоде нарушает процессы созревания функциональных систем мозга, что выражается в разнообразных по проявлению и степени тяжести неврологических нарушениях – от легкой задержки до грубых отклонений, приводящих к инвалидности ребенка. Поэтому с целью предупреждения необратимых последствий необходимо раннее проведение лечебных мероприятий, в которых оптимально используются резервы развивающегося мозга для коррекции нарушенных структурных и функциональных взаимоотношений. Именно поэтому не следует избегать рекомендаций детского невролога в процессе терапии и коррекционных занятий, поскольку пластичность мозга ребенка раннего возраста, большие потенциальные возможности активно реагировать на постоянно изменяющиеся внешние стимулы позволяют пораженному мозгу максимально компенсировать имеющийся дефект.
Несмотря на многообразие факторов, приводящих к задержке психомоторного развития, наличие определенной специфики при различных формах патологии, в раннем развитии всегда сохраняется общая закономерность поступательного развития двигательных, речевых и психических функций, которая генетически заложена и предопределена. Генетическая программа развития реализуется при обязательном стимулирующем влиянии извне. Поэтому обучение ребенка даже на самых ранних этапах должно идти впереди развития и учитывать его закономерности.
Таким образом, детский невролог, рука об руку с родителями помогает вырастить малыша здоровым, закладывая тем самым основу будущей жизни.
Будьте здоровы! Врач-невролог ДКДМЦ "Здоровье человека" Кривцова Юлианна Павловна