Школьная неуспеваемость

Нейропсихология против двоек

Куда бежать, если ребенок плохо учится?

К сожалению, далеко не всем детям удается быть хорошими учениками. И причин этому может быть очень много. Как и реакций родителей на эту ситуацию. Некоторые родители ругают своих «растяп» за двойки: «Ну ведь ребенок-то умный! Все понимает, соображает быстро, а все беды из-за его невнимателньности забывчивости/ нерасторопности/ неуверенности/ непоседливости и т.д. Когда же он наконец за голову-то возьмется?!!!» 

Режим дня такого ребенка постепенно превращается в некое подобие трудового «учебного» лагеря – школа, уроки, переписывание всей тетради из-за одной помарки, чтение в качестве наказания за двойки и т.д. Что в итоге? Как минимум нелюбовь ребенка к школе. Далее - скрывание двоек, прогулы, низкая самооценка, неверие в собственные силы и т.д. Другой вариант реакции родителей: «Ну что с него возьмешь, рожденный ползать летать не может...», тоже как правило приводит к низкой самооценке и так называемой «выученной беспомощности» - мол, зачем стараться, все равно таланта нет. 
Бывает и так, что родители в своем чаде души не чают, поэтому с готовностью оправдывают все его промахи как в собственных глазах, так и в глазах ребенка: «учительница придирчивая, а вчера и вовсе магнитные бури не давали учиться как следует». Наиболее конструктивным вариантом реакции на неуспешность ребенка является предоставление ему помощи.

Одни родители берут эту функцию на себя, другие поручают всевозможным репетиторам, но... зачастую случается так, что и эта помощь оказывается неэффективной. Репетиторы по всем предметам ежедневно посвящают себя вложению знаний в голову несчастного двоечника и в итоге осознав тщетность своих стараний сводят уроки к совместному выполнению домашних заданий. Почему же так происходит? Очевидно, в таком случае причины двоек лежат несколько глубже конкретных школьных предметов и имеют системный характер.

Разбираемся в причинах неуспешности

Бывает, что причины школьной неуспешности очевидны для родителей и они обращаются к психологу, чтобы получить ответ на вопрос о том, как с этими причинами бороться. Но нередко случается так, что видимые причины – либо верхушка айсберга, либо своего рода мираж, вызванный совершенно иными причинами. Так, впечатление родителей о том, что у ребенка плохая память, может быть вызванно нарушениями функций контроля – то есть память сама по себе хорошая, а вот организовать процесс запоминания и воспроизведения информации ребенок не в состоянии. Поэтому прежде чем давать рекомендации по поводу исправления «недостатков», специалист всегда проводит диагностику чтобы точно опредилить истинные причины возникшей проблемы. Вот приблизительный их перечень:

  1. низкие нейродинамические показатели. Это означает высокий уровень истощаемости ребенка, слабый энергетический запас, иногда – неровное распределение этого запаса (когда ребенок 10 минут работает «как заведенный», а потом ему требуется «подпитка», и так постоянно, циклично). Это сильно отражается на способности ребенка воспринимать информацию, запоминать ее, быть внимательным и тд. В наше время это очень распространенная проблема, и связана она с недостатком кислорода, возникшем на том или ином этапе беременности, в родах или в дальнейшем развитии. Таким детям, помимо курса нейропсихологической коррекции, нужна помощь специалистов медиков – невролога, зачастую остеопата, массажиста, а также особый режим, способствующий их постоянной «подзарядке».
  2. нарушения/недоразвитие внимания и функции контроля. Очень часто недостаток внимания сочетается с двигательным беспокойством, расторможенностью. В наше время довольно распространенным среди детского населения стал диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако дефицит внимания может проявляться и без гиперактивности. Таким детям крайне трудно выдержать режим урока, не говоря уж о том, что они не в состоянии организовать самостоятельную познавательную деятельность – т.е. выполнение уроков, написание самостоятельных работ и т.д. Они часто делают ошибки в заданиях по русскому языку, иногда совсем «глупые» ошибки, могут не услышать задание, отвлекаются сами и отвлекают всех вокруг. Таким детям часто бывает очень трудно «войти» в задание, они не выдерживают монотонной деятельности и т.д. При этом интеллектуальное развитие гиперактивных детей зачастую абсолютно нормально или даже завышено. Основная задача помощи такому ребенку (которая, в частности, включается в систему нейропсихологической коррекции) – научить его организовать, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. Владение навыками планирования и контроля – это главный шаг на пути преодоления двоек. Однако следует заметить, что зачастую это невозможно без помощи невролога.
  3. нарушения/недоразвитие памяти. В решении этой проблемы тоже как правило необходимы медицинские исследования. Если нарушение памяти первично (то есть не является следствием других нарушений, например, внимания), то задачи программы коррекции – как увеличить непосредственный объем запоминания, так и построить эту функцию «в обход», с опорой на другие функции – например, научить ребенка опосредованному запоминанию, с опорой на мышление, создание дополнительных связей (многие люди, к примеру, запоминают номера телефонов, используя какие-то дополнительные связи - привязывая цифры к определенным значимым для них событиям и т.д.)
  4. нарушения/недоразвитие пространственных представлений. Эта причина неуспеваемости уже менее очевидна для родителей. Она может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением(т.е. двойки по чтению), нарушения счета и трудности с вычислительными операциями (т.е. двойки по математике), нарушения письма – плавающая строка, слитное написание с предлогами, помарки и т.д. (т.е. двойки по русскому языку) и многое, многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой. 
Соответственно, основная задача коррекционных занятий в данном случае – развитие пространственных представлений, начиная со схемы собственного тела и заканчивая абстрактными пространственно-временными отношениями. 

Здесь перечислены лишь наиболее типичные причины низкой успеваемости детей. На самом деле их может быть гораздо больше (в частности, большую роль в возникновении трудностей познавательной сферы вызывает недоразвитие двигательной сферы, но это заслуживает отдельной статьи), в каждом конкретном случае это может быть тонкое переплетение индивидуальных трудностей. И это не учитывая эмоциональный фактор, который зачастую играет ведущую роль в формировании школьной неуспешности.

Психологическая готовность к школе

Секреты успеха нейропсихологической коррекции

  • Очень важной особенностью работы нейропсихолога является рассмотрение нарушений с точки зрения их мозговой организации, что позволяет направить коррекционную работу на развитие конкретного не досформированного отдела мозга, «тормозящего» развитие в целом, а также успешно сотрудничать с медицинскими работниками.
  • Главное и важнейшее отличие нейропсихологического подхода к преодолению низкой успеваемости (в отличие от педагогического подхода, например, прибегания к помощи репетиторов) – это системный подход к коррекции нарушений. Т.е., к примеру, если у ребенка выявлено недоразвитие пространственных представлений, нейроспихолог простраивает эти представления последовательно – так, как они должны были формироваться в естественном развитии ребенка – начиная от представлений о своем теле, продолжая представлениями о конкретном, реальном пространстве, которое ребенок может «потрогать», и заканчивая сложными абстрактными представлениями – логико-грамматическими конструкциями и вычислительными операциями. Репетитор же по математике или русскому языку, по сути, начинает с последнего звена без всякой опоры на предыдущие уровни.
  • Наконец, большим преимуществом нейропсихологической коррекции является то, что все занятия проводятся в игровой форме. Это особенно важно потому, что дети, которых приводят за помощью, уже не успешны, а значит наверняка в той или иной степени выработали негативное отношение к учебе (будь то активное избегание или просто переживание страхов и тревоги).

Если Вы решите нанимать ребенку репетитора после прохождения курса нейропсихологической коррекции, Вы можете быть уверены , что работа проводится не в пустую и ребенок не перегружается без смысла, ведь это будет уже закрепление приобретенных общих навыков на конкретном предмете. К тому же велика вероятность того, что поверившему в свои силы ребенку, обладающему общими необходимыми навыками и представлениями, узкоспециальная помощь уже не понадобится!