Школьная тревожность

Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. За год работы психологического кабинета в нашем центре приблизительно треть обратившихся за помощью родителей младших школьников пришла именно с этой проблемой. Жалобы звучали следующим образом: 

  • Ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу (при этом в школе может вести себя хорошо, общаться с детьми, отвечать на уроках и создавать впечатление абсолютного благополучия);
  • Весь день не можем заставить ребенка делать уроки (играет, смотрит мультики, обещает что вот-вот сядет заниматься), а перед сном плачет, что не готов к занятиям и его будут ругать; 
  • Панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу;
  • Боится учительницу;
  • Снятся кошмары, связанные со школой и т.д. и т.п.;
Школьная тревожность может проявляться и на соматическом уровне – например, ребенок постоянно болеет, не успев выйти на учебу тут же заболевает вновь (на это стоит обратить особое внимание, если до поступления в школу/смены школы/смены класса/учителя и т.д. такого не замечалось).

Почему это происходит именно сейчас?

Наше время характеризуется, во-первых, очень стресогенной, нестабильной, тревожной обстановкой в мире, а во-вторых, высокой доступностью информации об этих самых опасностях. Посудите сами, что мы видим в новостях чуть ли не каждый день (а вместе с нами и наши дети): разбился самолет, террористы захватили школу, взорвался автобус, найдена очередная жертва серийного маньяка, мир под угрозой очередной войны, машина сбила насмерть пешехода и многое, многое другое. А ведь детская психика гораздо более хрупкая, ранимая, чем взрослая, - остается только представлять, какие картины после получения подобной информации рисует себе богатое детское воображение! 

Увы, уже давно позади то время, когда дети могли одни целый день гулять во дворе, открывать дверь квартиры, будучи без родителей дома и заходить в лифт с незнакомым взрослым. А советские фильмы, в которых дети запросто, непринужденно общаются со случайными прохожими взрослыми и могут зайти к ним пообедать, уже больше похожи на сказку.

Все это ведет к тому, что у детей (впрочем, как и у взрослых) повышается базовый уровень тревожности, и уже на этом фоне частое возникновение школьной тревожности вполне закономерно. к тому же в наше демократическое время при большом выборе общеобразовательных учреждений нередко возникает ситуация, когда ребенок, оправданно или нет, «скачет» из одной школы в другую (это может быть связано с переменой места жительства, недовольством родителей качеством образования/учителями и т.д.). В итоге нередко ребенок просто не успевает выработать необходимых навыков адаптации к новой среде, что также зачастую приводит к школьной тревожности.

Каковы причины школьной тревожности?

Некоторые причины школьной тревожности были упомянуты, выше, поэтому сейчас попробуем собрать их все воедино и рассмотреть поподробнее:

  1. Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.
  2. Ребенок не готов к школе интеллектуально. а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.
  3. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стресогенным фактором. это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов, перечисленных в п.1 и 2.
  4. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Как уже было сказано выше, это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив (вспомните себя – как легко вам давалось найти друзей в дворовой песочнице, и как все труднее и труднее станговится это сделать сейчас, будучи взрослым человеком). Ведь очень много настоящих друзей остается именно со школьных и институтских времен!
  5. Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и тд.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

В ком возрасте возникает школьная тревожность?

Исходя из перечисленных выше факторов становится ясно, что школьная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения! Ведь смена коллектива/учителя может произойти в любом классе. Проблемы усвоения материала также могут возникнуть как на начальном этапе, так и на более поздних (все зависит от того, где в интеллектуальной деятельности у ребенка «слабое звено»). Также и стрессовая ситуация в жизни ребенка может возникнуть в любом возрасте, к сожалению, никто от этого не застрахован. Конечно, риск появления школьной тревожности у разных детей разный – это зависит от типа темперамента, от характера, от того, насколько стрессоустойчива семья в целом (ведь способы реагирования на окружающую действительность ребенок во многом перенимает у своих родителей).

Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте риск появления школьной тревожности все же выше, чем в дальнейшем, ведь в это время ребенок осваивает основы школьного распорядка и правил, примеряет на себя роль школьника и получает извне оценку своей состоятельности как ученика. Для ребенка, успешно прошедшего этот период, дальнейшие трудности скорее всего уже не будут непосильными, и рядовые обстоятельства не выведут его из равновесия, не заставят испытывать чрезмерную тревогу.

Как преодолеть школьную тревожность?

При возникновении у ребенка сильной школьной тревожности лучше всего обратиться к специалисту, чтобы как следует разобраться во всех ее причинах и запланировать адресную помощь, направленную на преодоление конкретных проблем. 
Работа психолога по преодолению школьной тревожности может осуществляться в следующих взаимосвязанных и взаимовлияющих направлениях:

  1. Обучение школьника методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.
  2. Создание «запаса прочности», подразумевающее расширение возможностей школьника (например, в случае школьной тревожности, возникающей вследствие проблем с освоением материала, необходимо определить причины этой неуспешности – проблемы внимания, памяти, мышления и т.д. - и заниматься развитием именно этого выявленного «слабого звена»).
  3. В некотором роде «перестройка» особенностей личности ребенка, прежде всего повышение самооценки и изменение мотивации.
Все это как правило делается под руководством компетентного специалиста. Однако в этой статье будут даны и общие советы, которые могут помочь Вам и ребенку преодолеть возникшие трудности:
  1. Очень серьезно отнеситесь к вопросу поступления ребенка к школе, особенно если собираетесь отдавать его в гимназию (или любую школу со сложной программой и большими нагрузками) и/или раньше 7 лет. Тщательно взвесьте все плюсы и минусы, постарайтесь максимально учесть интересы ребенка, главный из которых заключается в следующем: нагрузка должна быть адекватна актуальным возможностям ребенка!
  2. Если тревожность, боязливость, застенчивость – это черта характера ребенка, старайтесь как можно деликатнее готовить его к школе морально. Создавать положительный образ школы можно как в доверительных беседах, так и в совместном рисовании, игре в куклы. Такие детки нуждаются в особенно частом проявлении любви, признаниях в любви просто так, выражении радости от того, что он просто есть в семье. Также для того чтобы облегчить страхи ребенка, снять тревожность, Вы можете обратиться к психологу не дожидаясь поступления в школу. Особенно полезны для таких деток групповые занятия.
  3. Не менее серьезно следует отнестись к вопросу смены школы. Ребенка к такой перемене следует готовить заранее, опять-таки создавая позитивный образ предстоящего события, раскрывая для ребенка все его преимущества и обсуждая как справиться с недостатками, если ребенок говорит о них. Чем старше ребенок, тем в большей степени это должно быть вашим совместным решением в противном случае подросток может просто изначально настроиться негативно.

Помните, что проблема школьной тревожности – очень важная проблема, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь ее преодолением, тем проще ребенку будет в дальшейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!!!